Джаназа-намаз (похоронная молитва) – это коллективная молитва-дуа за умершего мусульманина перед погребением. Молитва джаназа является фардом-кифая1 (коллективной обязанностью) для мусульман, также как омывание и заворачивание покойного в кафан.
У молитвы джаназа есть рукны, то есть обязательные столпы – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»).
Существуют шуруты (условия) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.
1. Ислам покойного, то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафа’атом (заступничеством), а за не мусульман заступничество не принимается.
2. Намерение (ният). Имам и молящиеся должны иметь намерение (в сердце) совершить джаназа-намаз за этого покойного и ради довольства Аллаха.
3. Чистота. Все участники должны быть в состоянии малого омовения (вуду’), быть ритуально чистыми (тахара), в чистой одежде. Тело покойного также должно быть омыто (гусль) и завернуто в саван (кафан).
Соблюдение последнего необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения. Если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой.
4. Покрытие аврата: Как и в любом намазе, участники должны быть одеты, прикрывая аврат.
5. Нахождение покойного перед совершающими намаз за него.
6. Обращение к Кибле. Молящиеся стоят лицом в сторону Каабы (Киблы).
Положение тела: Тело покойного должно лежать перед имамом (головой на право), обычно на специальных носилках (тобут). Тело располагается параллельно рядам молящихся.
5. Чтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины.
Джаназа-намаз по сунне Пророка Мухаммада ﷺ совершается стоя, без поясных и земных поклонов (руку’ и саджда). Он состоит из четырех такбиров (произнесений "Аллаху Акбар") и определенных дуа между ними.
1. Первый Такбир: руки поднимаются до уровня ушей или плеч, произносится "Аллаху Акбар".
Затем кладут правую руку на левую на уровне живота, произноситься исти’аза: "а’узу биЛляхи мина щщайтани рраджим", потом басмала: "бисми Лляхи Ррахмани Ррахим" и читается Сура Аль-Фатиха (как и в начале любого намаза).
2. Второй Такбир: произносится "Аллаху Акбар" также поднимая руки (более правильное мнение), читается Салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха, далее – ﷺ). Наиболее достоверной и распространенной является форма:
«Аллахумма салли ’аля Мухаммадин уа ’аля али Мухаммадин кама салляйта ’аля Ибрахима уа ’аля али Ибрахима иннака хамидун маджид.
Аллахумма барик ’аля Мухаммадин уа аля али Мухаммадин кама баракта ’аля Ибрахима уа ’аля али Ибрахима иннака хамидун маджид».
Смысл: «О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен!
О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен».
3. Третий Такбир: поднимая руки, произносится "Аллаху Акбар", читается ду’а за покойного. Существует несколько достоверных дуа, передаваемых от Пророка ﷺ. Вот наиболее известные:
За взрослого (мужчину или женщину): «Аллахумма гфир лихаййина уа маййитина, уа шахидина уа гаибина, уа сагырина уа кябирина, уа закарина уа унсана.
Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ’аля ль-ислям, уа ман таваффайтаху минна фатаваффаху ’аля ль-иман. Аллахумма ля тахримна аджраху уа ля тудылляна ба’даху».
Смысл: «О Аллах, прости нашим живым и умершим, присутствующим и отсутствующим, малым и взрослым, мужчинам и женщинам.
О Аллах, кого из нас Ты оживишь, дай ему жить по Исламу, а кого упокоит, упокой в Вере. О Аллах, не лишай нас его награды и не вводи нас в заблуждение после него».
Более конкретное дуа, упоминаемое в хадисах:
За мужчину: «Аллахумма гфир ляху уа рхамху, уа ’афихи уа ’фу ’анху, уа акрим нузуляху, уа васси’ мудхаляху, уа гсильху бильмаи уа ссаляжи уа-ль-баради, уа накк-хи мин аль-хатайа кя-ма наккайта ас-сауба аль-абйада мин ад-данаси, уа абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахли-хи, уа завджан хайран мин завджи-хи, уа адхиль-ху аль-джанната уа а'из-ху мин 'азабиль-кабри [уа мин 'азабин-наар]».
Смысл: «О Аллах, прости ему и помилуй его, и избавь его [от наказания], и прости его, и окажи ему честь при встрече [с Тобой], и сделай просторным его вход [в могилу], и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и супругу лучше его супруги, и введи его в Рай, и защити его от мучений могилы [и от мучений Огня])».
За женщину: меняются окончания местоимений “ху” и “хи” на “ха”, например, Аллахумма-гфир ляха...
За ребенка: «Аллахумма дж’аль[ху] [или ха] ляна фаратан уа аджран уа зухра, уа-дж'аль[ху] [или ха] ляна шафи’ан уа мушэффа’ан».
Смысл: «О Аллах, сделай его [её] для нас предвестником (рая), наградой и сокровищем, и сделай его [её] для нас заступником, чье заступничество будет принято».
4. Четвертый Такбир: произносится "Аллаху Акбар", поднимая руки. Затем следует короткая пауза (можно сказать про себя "АстагфируЛлах" или просто помолчать).
5. Салям: произносится один Салям вправо: «Ас-Саляму ’аляйкум уа рахматуЛлах» (более правильное мнение).
Некоторые ученые (опираясь на некоторые слабые или менее распространенные хадисы) добавляют Салям налево, но основная и самая достоверная сунна – один Салям направо.
Этого мнения придерживались многие сподвижники и ранние ученые.
Количество молящихся: Желательно, чтобы молитву совершило как можно больше людей. Пророк ﷺ говорил, что если за покойного помолятся сто мусульман, и все засвидетельствуют его добро, то Аллах примет их свидетельство.
1. Положение имама: имам стоит напротив головы покойного мужчины и напротив середины покойной женщины. Это основано на практике Пророка ﷺ и сподвижников.
2. Ряды: желательно выстроить не менее трех рядов. Ряды должны быть ровными и сомкнутыми.
3. Отсутствие минбара (возвышения): намаз совершается на ровной земле или полу, имам не поднимается на минбар или другое возвышение.
4. Молитва за ребенка: совершается так же, как за взрослого, с соответствующим дуа. Пророк ﷺ совершал джаназу за детей.
5. Молитва за нескольких покойных: Можно совершить один джаназа-намаз сразу за нескольких покойных.
Тела выстраиваются в ряд перед имамом (ближе к Кибле – те, за кого читали бы первыми по отдельности). Намерение делается за всех. Дуа читаются за всех покойных.
6. Если молитва пропущена: если по уважительной причине не успели совершить джаназа-намаз до погребения, его можно совершить у могилы после похорон, пока тело еще не засыпано землей (или даже после, но до того, как могильная насыпь сравняется с землей).
Это мнение большинства ученых, основанное на действиях Пророка ﷺ и сподвижников. Молитва над уже засыпанной могилой не совершается.
Участие в джаназа-намазе и проводах покойного – великое деяние. Пророк ﷺ сказал: "Кто проводит покойного мусульманина, будучи верующим и стремясь к награде Аллаха, и будет с ним до совершения над ним молитвы и до его погребения, тот вернется с наградой величиной в два карата, каждый из которых подобен горе Ухуд. Тот же, кто совершит молитву по нему и вернется до погребения, вернется с наградой в один карат" (Бухари, Муслим).
Азан и Икама не произносятся. Также нет руку’ и суджуд (поясных и земных поклонов). Не читаются долгие дополнительные дуа или чтение Корана помимо Аль-Фатихи. Основное содержание – 4 такбира, Аль-Фатиха, Салават и ду’а за покойного. Длинные дополнительные чтения не из сунны.
Совершение молитвы джаназа строго по сунне Пророка Мухаммада ﷺ – это проявление последней милости и братской заботы мусульманской общины об усопшем. Это коллективная мольба о прощении его грехов, милости Аллаха и облегчении его положения в могиле и в Вечной жизни. Крайне важно знать и соблюдать эти предписания, чтобы покойный получил максимальную пользу от этой молитвы. Да примет Аллах наши молитвы и помилует всех усопших мусульман! Амин.
И Аллах знает лучше!
1 Фард кифая — коллективная обязанность общины. Если её совершит достаточное количество, с остальных грех снимается, если не совершит никто – грех ляжет на всех.